На протяжении многих лет Дом Montblanc принимает участие в различных культурных проектах по всему миру, выступая покровителем искусств и активно воплощаяв жизнь проекты, призванные сохранять и развивать культурное наследие.
27 июня 2013 года Генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский и Директор Монблан Россия Антон Андреевич Кузин подписали Протокол о намерениях «Об условиях подготовки и реализации программы сотрудничества по сохранению культурного наследия и развитию Государственного Эрмитажа на 2013 – 2015 годы».
Владея экспертизой и многолетним опытом разработки и создания уникальных часов,Montblanc будет помогать Эрмитажу в развитии лаборатории научной реставрации часов и музыкальных механизмов, включая финансирование реставрации отдельных экспонатов. Обладая базой накопленных десятилетиями знаний, Montblancсможет не только познакомить сотрудников реставрационной лаборатории с более чем вековыми традициями работысобственной часовой мануфактуры, но и, имея в наличии большой запас деталей для производства часов, сможет предложить музею поставку элементов и материалов,необходимых для реставрации часовых механизмов. ТакжеMontblancготов предоставитьлаборатории Эрмитажа специальные инструменты и оборудование.Таким образом, благодаря поддержке Montblanc у посетителей Эрмитажа появится возможность познакомиться с ранее не выставляемыми экспонатами в их почти первозданном виде.
Кроме того, являясь давним сподвижником современного искусства,Montblanc планирует осуществлять поддержку программ, связанных с представлением современного искусства в Государственном Эрмитаже, тем самым давая возможность широкому кругу ценителей познакомиться ближе с молодыми авторами и их новыми работами.
Государственный Эрмитаж и Montblanc выразили намерение осуществлять сотрудничество и в других направлениях, связанных с хранением, реставрацией, изучением и представлением Государственным Эрмитажем предметов прикладного искусства.
Первым проектом, с которого начинается сотрудничество Montblancи всемирно известного музея, станет реставрация одного из экспонатов Эрмитажа – «Чесменской чернильницы». История развития Montblanc неразрывно связана с письменными принадлежностями, и неслучайно именно «Чесменская чернильница» была выбрана как объект для реставрации – это уникальный набор для письма эпохи Екатерины II, сочетающий в себе произведение ювелирного искусства и утилитарный исторический предмет.
Историческая справка о «Чесменской чернильнице».
«Чесменская чернильница» – чернильный прибор с часами золоченой бронзы с живописью на эмали в 1775 году,был заказан Екатериной II в Париже ювелиру и эмальеру Augustin Barnabée De Mailly (1723 — после 1793).
Прибор предназначался для Капитула первого в России воинского ордена Святого Георгия основанного в 1769 году, во главе которого стояла сама Екатерина Великая — его гроссмейстер. Екатерина предполагала поместить чернильницу в зале для торжественных собраний георгиевских кавалеров в Чесменском дворце.
Соответственно назначению чернильницы De Mailly придал ей облик монументального ансамбля. Декор отражает события турецкой войны 1768-1774 годов и прославляет победы и могущество России.
Расположение предметов, необходимых для прямого назначения прибора: бронзовый треножник на трех орлах, украшенных георгиевскими крестами и лентой, который служит чернильницей, мортиры на переднем плане служат песочницей и перочиницей, а поставленные вертикально пушки на заднем плане являются подсвечниками. Между мортирами видны трофеи покрытые ковром, служащим крышкой вделанному в толщу нижней плоскости прибора несессеру.
На ковре миниатюра, изображающая сожжение турецкого флота при Чесме, и гравированная надпись по-французски: «L’embrasement de la flotte turque par celle de Sa Majesté impriale» (Сожжение турецкого флота флотом Ее Императорского Величества). На внутренней стороне крышки надпись по-латыни: CATHARINAE II RUSSORUM IMPERAT. AUG. HOSTIBUS DEBELLATIS PUBLICАЕ FELICITATI RESTITUTAE ANNO DOMINIMDCCLXXIIIII OFFER. BARNAB. AUGUSTIN DEMAILLI PARIS (Екатерине II, августейшей русской императрице, после победы над врагами и восстановления общественного благополучия посвятил в год Господень 1775 Барнабэ Огюстен Демайи.Париж).
В центральной части композиции на круглом постаменте расположенычасы-ротатор в виде глобуса, перерезанного двумя белыми вращающимися эмалевыми полосками с римскими и арабскими цифрами, служащими подвижным циферблатом. Верх часов украшен различными трофеями и воинскими атрибутами.
«Чесменская чернильница» в качестве одного из лучших памятников французского прикладного искусства второй половины XVIII века в эрмитажном собрании включена в состав постоянной экспозиции музея.