45 часов непрерывной работы на износ. Тяжелый выдался день, и сил почти не осталось. Поначалу сидеть прямо было относительно легко, теперь же навалилась усталость, спина бессильно согнулась, голова повисла. Mr. Up превратился в Mr. Down . Но прежде чем Mr. Down совсем падет духом, живительный глоток энергии придает ему новых сил, спина выпрямляется, голова поднимается. Mr. Up вернулся к жизни!
Добро пожаловать в мир Legacy Machine No.1 Xia Hang («Историческая машина №1 Ксиа Хан»). Добро пожаловать в мир Mr. Up и Mr. Down, плод совместной работы MB&F и китайского мастера Ксиа Хана.
Как и оригинальная модель LM1, Legacy Machine No.1 Xia Hang осталась верна традициям карманных часов 19-го века. Она также оснащена плавно колеблющимся балансовым колесом, свисающим с величественных арок, и двумя индикаторами часовых поясов, показания которых можно устанавливать независимо друг от друга. Однако у новой модели есть своя особенность: индикатором запаса хода служит миниатюрный человечек из полированного алюминия, разработанный талантливым китайским скульптором Ксиа Ханом.
При полном заводе механизма человечек сидит прямо (Mr. Up), а по мере истощения завода он наклоняется вперед (Mr. Down).
«Я называю их человечки-запятые, их необычная форма взята из коллекции работ, созданных мною с 2005 по 2008 гг. Запятые существуют и в китайской письменности. Для меня человечек-запятая – это пухленький мальчик», – говорит Ксиа Хан.
У Ксиа Хана и компании MB&F много общего. MB&F создает серьезные произведения кинетического искусства, которые показывают время, но при этом не считает себя серьезной компанией. Аналогично, Ксиа Хан уверен, что мир искусства зачастую слишком серьезен. Ему хочется, чтобы искусство было игривым, а его скульптуры развлекали и заставляли людей улыбаться. И точно так же, как MB&F, он называет свои кинетические скульптуры машинами.
«Меня познакомил с Ксиа Ханом несколько лет назад один мой друг из Китая, коллекционер искусства. Мы посетили Ксиа в его мастерской на окраине Пекина. Я чувствовал себя маленьким мальчиком на фабрике игрушек!» – делится впечатлениями Максимилиан Бюссер.
Мануфактурный механизм, приводящий в действие модель LM1 Xia Hang, свидетельствует о неиссякаемом таланте своих создателей. Вместе со своей командой из Chronode Жан-Франсуа Можон разработал калибр LM1, который оснащен первым в мире вертикальным индикатором запаса хода и позволяет устанавливать показания на обоих циферблатах (включая минуты) независимо друг от друга. Другой прославленный независимый часовщик, Кари Вотилайнен, взялся за дизайн, следование традициям и бесподобную отделку.
«Историческая машина №1» стала плодом фантазии Максимилиана Бюссера: «Что бы случилось, родись я в 1867, а не 1967 году? Первые наручные часы появились в начале 20-го века. Мне бы захотелось создавать трехмерные машины для запястья, но для вдохновения не было бы «Грендайзеров», «Звездных войн» и реактивных истребителей. Однако были бы карманные часы, Эйфелева башня и романы Жюля Верна. Так как бы выглядела моя машина 1911 года? Она должна была быть круглой и трехмерной. Ответом на мой вопрос стала бы «Историческая машина №1».
Модель Legacy Machine No.1 Xia Hang выпущена в корпусе из розового или белого золота лимитированными сериями по 12 экземпляров. К каждой модели прилагается пара стальных скульптур: крупномасштабные версии Mr. Up и Mr. Down с подписью Ксиа Хана.
Legacy Machine No 1 Xia Hang – Детали
Вдохновение и реализация: Максимилиан Бюссер давно питал страсть к карманным часам 18-го и 19-го веков. Практически все существующие сегодня сложные часовые функции были не только придуманы в ту эпоху, но и разработаны с использованием лишь карандаша и бумаги (без продвинутых компьютерных программ), а высокоточные детали производились с помощью довольно примитивных (по сегодняшним стандартам) станков на мускульной тяге и искусно обрабатывались, собирались и регулировались в соответствии со строжайшими критериями качества, к которым мы стремимся сегодня. Их внушительные, по сравнению с современными наручными часами, размеры позволяли использовать лаконичные по своей архитектуре механизмы с изящно вырезанными мостами и платами.
Хотя футуристические часовые машины MB&F уходят корнями в лучшие традиции часового мастерства, г-н Бюссер решил отдать дань уважения часовой истории, вообразив модель часов, которую он создал бы, родившись на 100 лет раньше – в 1867, а не 1967 году. С ее крупным, плавно колеблющимся балансом, куполообразными циферблатами, историческим дизайном моста и классической отделкой, LM1 представляет собой ультрасовременный и, одновременно, традиционно элегантный плод воображения Максимилиана Бюссера.
Механизм: Искусный трехмерный механизм модели LM1 был специально разработан для MB&F по эскизам Максимилиана Бюссера Жаном-Франсуа Можоном и его командой из Chronode в швейцарском городе Ле Локле. Балансовое колесо и пружина располагаются в самом сердце механизма любых механических часов и отвечают за регулировку точности показаний времени. Крупные, плавно колеблющиеся (с частотой 18 000 вместо привычных сегодня 28 800 полуколебаний/час) колеса баланса старинных карманных часов давно привлекали Максимилиана Бюссера. Неудивительно, что именно это стало отправной точкой для полета его богатой фантазии. Удивительно то, насколько радикально он переосмыслил традицию: из своего обычного положения за механизмом балансовое колесо переместилось не просто в верхнюю часть механизма, а воспарило над механизмом… и даже над циферблатами!
Хотя расположение регулирующего механизма «Исторической машины №1» можно счесть авангардным, о следовании традициям свидетельствует крупное балансовое колесо диаметром 14 мм с регулировочными винтами, разработанными по специальному заказу MB&F, балансовой пружиной со спиралью Breguet и подвижной опорой.
Еще одной особенностью механизма LM1 является возможность устанавливать время двух часовых поясов независимо друг от друга. Подавляющее большинство механизмов с индикацией времени двух часовых поясов позволяют устанавливать отдельно лишь показания часа, редко когда время можно отрегулировать с точностью до получаса. «Историческая машина №1» позволяет устанавливать показания часов и минут обоих циферблатов на любую желаемую отметку.
Вертикальный индикатор запаса хода модели LM1 Xia Hang приводится в действие ультратонкой системой передачи с керамическими шарикоподшипниками, позволившей добиться более тонкой конструкции и, одновременно, высокой прочности и износостойкости механизма.
Индикатор запаса хода: Устройство индикатора запаса хода модели LM1 было преобразовано таким образом, чтобы человечек, спроектированный Ксиа Ханом, мог из опущенного состояния, когда запас хода слабый, легко подниматься и выпрямлять спину, когда пружина полностью взведена. Вначале Ксиа Хан создал полномасштабные скульптуры, а затем компания MB&F уменьшила их до 4-х мм и разработала необходимые шарнирные соединения. Благодаря специальному потайному шарниру голова, плечи, спина и грудь человечка сгибаются до тех пор, пока он не примет горизонтальное положение, превратившись из Mr. Up в Mr. Down. Крошечная микромеханическая скульптура выполнена из алюминия, что позволяет снизить потребность в энергии. Искусно отполированная поверхность фигурки красиво переливается, притягивая взгляд наблюдателя.
Циферблат и индикация: Показания времени на обоих циферблатах контролируются одним регулятором (баланс и спусковой механизм), благодаря чему после установки они остаются синхронизированными друг с другом. Показания часов и минут обоих циферблатов можно установить на любую желаемую отметку с помощью соответствующей заводной коронки.
Помимо парящего в пространстве баланса, трехмерную картину дополняют два белых циферблата с ярко-синими золотыми стрелками, которые словно парят над механизмом. Циферблаты покрыты прозрачным блестящим лаком, нанесенным с помощью специальной техники laque tendue, суть которой заключается в наложении нескольких горячих слоев лака, благодаря чему они растягиваются по поверхности циферблатов.
Для достижения эстетической чистоты и совершенства циферблатов с традиционными римскими цифрами используется искусное крепление, снимающее необходимость в визуально выступающих винтах. Тонкое золотистое обрамление обоих циферблатов служит элегантной иллюстрацией их классической сущности.
Искусная отделка и историческое наследие: Задачей прославленного часовщика Кари Вотилайнена было соблюдение исторического стиля и отделки механизма «Исторической машины №1». Весьма непростая задача, если учесть, что начать предстояло с дизайна нетрадиционного «подвешенного» баланса.
Узор «солнечные лучи», искусно выгравированный сверху платы механизма (со стороны циферблата), при определенных углах привлекает внимание наблюдателя, не мешая при этом любоваться двумя белыми циферблатами, парящим балансом или вертикальным индикатором запаса хода. Остаться верным традиции Кари Вотилайнену особенно удалось в дизайне и отделке мостов и плат, открывающихся взгляду сквозь специальный дисплей с оборотной стороны механизма. Свидетельство тому – элегантно изогнутые мосты и традиционно большое расстояние между ними, а также между периметром мостов и корпусом.
С оборотной стороны механизма сверхкрупные рубиновые камни, закрепленные в полированных золотых шатонах, контрастируют с узором «Женевские волны», нанесенным по всей поверхности изящно изогнутых мостов. Напоминая крупные камни, использовавшиеся в богатых механизмах старинных карманных часов, рубиновые подшипники, меж тем, имеют важное практическое значение, т.к. увеличивают износоустойчивость механизма, служа опорой зубчатым колесам большого диаметра и удерживая больше смазочного масла.
Скульптуры Mr. Up и Mr. Down: Ко всем 24-ем моделям LM1 Xia Hang (12 экземпляров в розовом золоте и 12 экземпляров в белом золоте) прилагается пара полноразмерных (приблизительно 15 см в высоту) скульптур Mr. Up и Mr. Down из полированной стали, подписанных автором.
«Legacy Machine No.1 Xia Hang» – это первый (и, надеемся, не последний) совместный проект между мастером, работы которого представлены в MB&F M.A.D. Gallery (Ксиа Хан), и компанией MB&F (модель LM1). Благодаря женевской M.A.D. Gallery, объединившей работы этих удивительных умельцев, перед нами открываются многочисленные возможности взаимодействия и создания новых творений на основе существующих машин MB&F», – говорит Максимилиан Бюссер.