Купонные распродажи — направление в интернет-маркетинге, обеспечивающее для клиентов возможность получения значительных скидок на товары и услуги, а для заведений значительное расширение клиентской базы за счет предоставления больших скидок определенному минимальному числу клиентов, совершающих покупку единовременно. Функцию связного звена между продавцом и клиентом («купонщиком») на рынке коллективных покупок берут на себя купонные сайты, или сайты скидок, которые мотивируют поставщика услуг к предоставлению большой скидки и информируют потенциальных клиентов об акции на своих веб-страницах. В инструментарий купонных сайтов обычно включается система фильтрации предлагаемых акций по городам и категориям, упрощающая пользователю навигацию. Залог успеха купонного сайта — это формирование широкого круга лояльных клиентов, которые, подписавшись на рассылку сайта, совершают покупки постоянно.
Согласно одной из версий, родоначальником тренда купонных распродаж считается один из основателей компании Microsoft Пол Аллен, запустивший в 2000 году сайт онлайн-продаж «Мерката» (Mercata). Сайт реализовывал электронную технику, итоговая цена на которую уменьшалась в соответствии с увеличением количества посетителей, заявивших себя на покупку. Однако уже в 2001 году проект Mercata был свернут, так как он не мог конкурировать с такими гигантами, как например Amazon.com и black angus coupons.
По другой версии, первопроходцами в области совместных покупок стали жители Китая, которые организовывали группы на покупку товаров для получения у продавца максимальной скидки. Модель групповых покупок в Китае остается очень популярной как среди местного населения, так и в предпринимательской среде.
Первым крупным сервисом купонных распродаж стал американский проект Groupon, запущенный в Чикаго в 2008 году. Уже в 2009 году Groupon продал более 4 млн купонов, за счёт чего компания получила $150 млн. В 2010 году ей был выкуплен аналогичный проект в России — Darberry, преобразованный в январе 2011 года в Groupon Russia.