На прошлой неделе в своей колонке генеральный продюсер Game Insight Леонид Сиротин рассказал, что «клонирование немногим проще, чем придумывать свое». ЦП обратился к экспертам чтобы понять, есть ли будущее у интернет-проектов, в основу которых взята позаимствованная идея.
Клонирование – сложный процесс, и это не сильно проще провернуть, чем придумать что-то свое. В Game Insight мы не видим ничего плохого в обдуманном виде клонирования, и никогда не возмущаемся, когда наши игры клонируют.
— Леонид Сиротин, генеральный продюсер Game Insight
Примеров, когда проект копируется «один-в-один», не так много. Чаще всего речь идет о заимствовании идеи, которая в последствии трансформируется в новый продукт. Причем эта проблема касается не только стартапов — даже ИТ-гиганты регулярно сталкиваются между собой в судах. ЦП решил спросить у экспертов по продуктам, как они относятся к копированию и что нужно делать, когда ваш проект нагло склонировали.
Отношусь к этому исключительно хорошо. Все в мире используют идеи друг друга, додумывают их, развивают, конкурируют. Это мировой мозг, главный двигатель прогресса. Что плохо — это бездумное копирование, когда люди воруют не идею, а ее воплощение, не поняв, в чем суть, не включив мозг. Красть идеи — хорошо, делать клоны — глупо, бессмысленно и позорно.
Клон — нет. А копированый проект с умом, перепридуманный проект — да. Самый банальный пример — «ВКонтакте». Это Facebook? И да, и нет. Внешне и по идее очень похоже. Но по сути — это совершенно самостоятельный продукт, где нет ни следа бездумного копирования. В результате он работает местами лучше фейсбука и в России в разы популярнее.
Клоны — это смешно. Если кто-то делает твой клон — это свидетельство успеха. То есть появление клона — это скорее приятно. Что не отменяет того, что с дебилами надо бороться. А если кто-то сморит на то, что ты делаешь свежим взглядом, берет из этого все самое лучше и запускает собственный цельный проект — это уже серьезно и опасно. Но с умными людьми конкурировать интересно.