Вопрос о качестве фотографии, хорошая она или плохая, праздный. Такой же вопрос можно задать относительно любого вида искусства, а фотография — это всего лишь медиум. Хорошее и плохое можно различить только с помощью интуиции и знания, потому что у искусства, как и у науки, есть логика саморазвития. Оно движется вперед, и на этом поступательном пути его никто не может остановить. Когда мы пересматриваем историю искусства, а мы это делаем постоянно, нам все равно понятно, что историю напишет тот, кто родится последним. Это верно и применительно к фотографии: мы постоянно обращаемся к курсам фотографии, вытягивая из нее то, что для нас становится актуальным. Фотография живет во времени и со временем.
Нынешняя Венецианская биеннале была полна работ аутсайдеров: непрофессиональных художников или художников, о которых забыли. В частности, там было творчество Штайнера, который изначально самоутверждался в философии, но при этом его хобби было рисование. Сейчас его работы, конечно, искусство. Мы переоткрываем историю искусства, но и оно не стоит на месте, оно прирастает огромным количеством художников.
В разные эпохи у нас было искусство передвижников, Ренессанс, импрессионизм. В эти особенные для искусства периоды творит большое количество художников. От каждой из этих эпох у нас остается множество мастеров, которые впоследствии становятся нарицательными, своеобразными брендами. Как, например, произошло с Караваджо. Он всегда был известным художником, но потом в какой-то момент возникает караваджомания, потому что в современности появляется необходимость что-то открыть заново.
Мы ценим фотографию из-за того, как она соотносится со временем, потому что она сделана сегодня. В каждом времени борются и сосуществуют разные эстетические системы, и время всегда выбирает то, что с ним созвучно. Люди физически живут в одном времени, а ментально существуют в разных временах. Сегодня есть и шестидесятники, и восьмидесятники: некоторые живут в этом времени, некоторые его опережают, а кто-то остался в том времени, когда сформировался. У них душа к разному лежит.
Люди, которые работают в профессиональном искусстве, как я, просматривая большое количество материала, выбирают, основываясь на опыте. Если сегодня кто-нибудь будет снимать, как Родченко, они премии не получат. Мы смотрим на художественный мир автора, на его message, на то, какую художественную форму он выбирает.
Фотография многолика, в ней есть документальная составляющая. Есть система Тома Вуда, Инди Шерман — и у каждого свой художественный мир. Если можно было бы все это объяснить, нам не нужен был бы художник как носитель индивидуального взгляда. Люди, идущие в нашу сферу деятельности, руководствуются прежде всего интуицией. Когда знания накапливаются и ты ими пользуешься, ты становишься экспертом. Но твои вкусы меняются, потому что искусство — неисчерпаемый фактор развития личности. Был момент, когда мне казалось, что работы Фонтана совершенно неинтересно смотреть, потому что есть «Черный квадрат», и я помню, что в 80-е годы я это говорила. Через полгода после этого у меня открылся «третий глаз» и я влюбилась в минимализм.