Не все владельцы складов понимают, что склад представляет комплексный объект, в проектировании которого должны принимать участие инженеры десятка специальностей. Основой проекта является технологическая часть, которую должны разрабатывать специалисты-технологи по перегрузочно-складским операциям.
Современный механизированный и автоматизированный склад представляет сложный технический объект, состоящий из строительных конструкций, технологического оборудования, сантехнических, тепло- и электротехнических устройств и инженерных сетей, а также внешних транспортных коммуникаций и технических средств, систем автоматического управления оборудованием и технологическими процессами складирования и переработки грузов.
Однако проектирование складов, как оно сложилось за последние 20 лет, не соответствует такому представлению о складских объектах, и многие владельцы, с которыми приходится иметь дело при проектировании складов, упрощенно понимают склад как некое здание, в котором стоят стеллажи и погрузчики перевозят грузы.
При таком понимании складов технология погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских (ПРТС) работ не разрабатывается в виде комплекта технической документации, а складывается стихийно, на уровне бытового повседневного знания или в виде «рабочей смекалки» (здесь поставим стеллажи, отсюда будем возить туда, а здесь будем разгружать автомобили).
Очевидно, такое формирование технологии складских работ неправильно с точки зрения экономической эффективности, инженерного проектирования достаточно сложного технического объекта и не выгодно с точки зрения возможных доходов для владельцев склада. Причин такого подхода к проектированию и организации работы складов много, рассмотрим их более подробно.
Общая методика проектирования промышленных объектов
Несмотря на все недостатки организации народного хозяйства и проектирования промышленных объектов, в СССР была разработана и применялась довольно четкая последовательность проектирования объектов, зданий и сооружений для промышленного строительства. Она была регламентирована многочисленными нормативными документами: стандартами, строительными номами и правилами, постановлениями правительства, приказами Госстроя и отдельных министерств и т.д. В каждой отрасли промышленности существовали комплексные проектные институты — генеральные проектировщики, которые состояли из специализированных отделов, причем каждый из них разрабатывал свою часть проекта. Эти отделы были укомплектованы специалистами, обладающими соответствующей квалификацией.
Комплексный проект промышленного объекта состоял из частей проекта: технологической, строительной, сантехнической (горячее и холодное водоснабжение, канализация, или водоотведение, как его сейчас называют, система пожаротушения), теплотехнической (отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха), электротехнической (силовое электрооборудование, электроосвещение, слаботочные устройства, автоматизация), генеральный план и транспорт, сметно-экономическая (сводная, объектные и локальные сметы, технико-экономические показатели проекта).
В соответствии с этой структурой разрабатывались комплексные проекты складских баз Госснаба, Государственного комитета сельхозтехники, склады промышленных предприятий Министерства торговли и т.д. Разработка начиналась с технологической части проекта, затем технологи составляли технические задания на выполнение всех смежных частей проекта. Специализированные отделы разрабатывали свои части проекта, согласовывали их с технологическим отделом, и получалась стройная система комплексного проектирования, которая обеспечивала высокое качество проекта (в соответствии с техническими и организационными возможностями того времени). Эта же методика применялась и при проектировании складов.