Шины – весьма распространенная среди автолюбителей тема, и о них очень много пишут. И стоит подчеркнуть, что так называемых «всесезонных» шин не существует. Есть лишь зимняя резина и летняя резина. В той или иной степени универсален может быть рисунок на протекторе, и не более.
Тем не менее рисунок протектора – далеко не решающее свойство шин. Нужно также учитывать состав резины, конструкцию каркаса и остальные параметры шины. А ведь основное отличие зимней резины от летней именно в составе и в конструкции каркаса. И летняя резина в зимних условиях долго не протянет, так что в холодное время года используйте зимние покрышки. На таких шинах обязательно должна быть маркировка в виде латинских букв M+S.
Зимняя резина бывает со специальными шипами против скольжения, если для вас это актуально. Шипованная резина нужна тем, кто часто ездит за городом и по плохо очищаемым дорогам. В городских условиях шипованная резина может даже навредить, ведь городские дороги – либо асфальт, либо каша из соли и снега. На асфальте резина с шипами держится не очень хорошо, для таких дорог больше подходит нешипованная. Когда снег и лед сходят с дорог, автолюбителям снова приходится «переобувать» свой транспорт. Теперь нужна летняя резина. Кто-то ошибочно считает, что зимняя резина может использоваться весь год. Это не так. Как уже говорилось выше, отличие зимней и летней резины не только в рисунке протектора, но и в составе резины, конструкции некоторых элементов (корда, боковин, брекера). Зимние шины сделаны из мягкой резины, которую нежелательно использовать при езде по асфальту. Мягкие покрышки при использовании в летних условиях служат не очень хорошо, а также очень быстро изнашиваются. Для асфальта лучше подходит именно летняя резина. Помимо разделения на зимние и летние, шины также делятся на диагональные и радиальные, а также на камерные и бескамерные. Если рассматривать радиальные и диагональные шины, то радиальные гораздо удобнее и мягче, к тому же обладают сопротивлением качению. Это помогает в какой-то мере сократить расход топлива. Управление машиной с такими шинами гораздо лучше за счет их меньшего бокового увода. Радиальные шины, помимо всего прочего, служат гораздо дольше, чем диагональные. То касается диагональных шин, то они гораздо лучше переносят удары и порезы, и больше подходят для плохих дорог. Радиальные шины для езды по буеракам не годятся, они предназначены в основном для использования на шоссе.
Камерные и бескамерные шины
Теперь поговорим о камерных и бескамерных шинах. Бескамерные покрышки имеют внутреннюю поверхность, покрытую слоем мягкой резины. Это гарантирует герметизацию шины на ободе, а также защищает от небольших проколов и повреждений. К тому же, вес бескамерных шин меньше, чем вес камерных. Но такие шины требуют наличия специальных ободьев с тороидальными выступами. Такие выступы (хэмпы) препятствуют срыву бортов шины с обода. При проколе бескамерная шина сразу же начинает выпускать воздух, и сделать уже ничего нельзя. Чтобы монтировать бескамерные шины, необходим хороший компрессор, что практически недостижимо в полевых условиях. Поэтому многие автомобилисты предпочитают использовать камерные шины. Если говорить о рисунке шин, то давайте рассмотрим пример езды по мокрому асфальту. В этом случае между дорожным полотном и колесом появляется водяной клин. Из-за него машина теряет контакт с дорогой и начинает скользить по воде, вследствие его водитель теряет управление. Такое движение называется аквапланированием. Чтобы этого не произошло, на шинах делают две или три глубокие продольные канавки, и несколько более мелких канавок по диагонали. Что касается езды по сухому асфальту, то для лучшего управления центральная борозда на шине должна быть гладкой. Однако большинство шин (например, шины Kumho) имеют рисунок на всей поверхности протектора.
Обозначения и маркировка
На каждой шине simex jungle trekker 2 есть обозначения и маркировка. На диагональных шинах сначала пишут ширину профиля шины и посадочный диаметр в дюймах, а затем после косой черты – те же параметры в миллиметрах (например, маркировка может выглядеть так: 6, 15-13/155-330). Хотя на некоторых шинах указаны лишь размеры в дюймах. Радиальные шины маркированы смешанными обозначениями. Если вы увидели на такой шине обозначение 165/70R13, то имейте в виду, что 165 – ширина профиля в миллиметрах, 70 – отношение высоты профиля к ширине профиля, R – указание типа шины (радиальная), 13 – посадочный диаметр в дюймах.
Что касается отношения высоты профиля к его ширине, то для российских машин и дорог самое оптимальное соотношение – 60-75. Также стоит обратить внимание на индексы скорости и грузоподъемности. Подходящие вам параметры во многом зависят от марки вашей машины. Например, Жигули должны иметь шины с индексом грузоподъемности 400-487 кг.
Также стоит обратить внимание на индекс скорости. Индексы обозначают максимальную скорость, которую можно развить с данными шинами.
Индексы L, P, Q, R, S, T, U, H, V, W, Y обозначают максимальные скорости в 120, 150, 160, 170, 180, 190, 200, 210, 240, 270 км\\ч соответственно.
Если вы увидите на шинах слово «Steel», значит перед вами шина с металлокордом. «Tubless» или «TL» означает, что вы видите бескамерную шину. Камерные шины могут быть отмены знаками «ТТ», «Tube tyre» или «Mit Sсhlauch» (немецкие).
Чтобы определить прочность каркаса, автомобилисты пользуются обозначением PR (то есть Ply Rating), что расшифровывается как «норма слойности». Для легковых машин подойдет маркировка 4-6 PR, для грузового транспорта – 6-8 PR. Иногда после обозначения посадочного диаметра можно заметить литер C к примеру, 195R15C), который значит Commercial. Если шины имеют несимметричный рисунок протектора, то на боковинах будут надписи «side facing outwards» — сторона, обращенная наружу, и «side facing inwards» — сторона, обращенная к подвеске.
Если вы увидели обозначение «DA» или «secunda», задумайтесь, стоит ли приобретать эти шины.
Подобная маркировка означает, что шина второго сорта, то есть имеет небольшие дефекты. Эти дефекты не влияют на безопасность, но следует быть внимательнее при выборе.
На американских шинах может быть обозначено, для какого автомобиля предназначены шины. Важно посмотреть на эту маркировку, прежде чем просто купить шины. Если видите букву P перед обозначением ширины профиля, значит перед вами шина для легковушки, буквами LT обозначены шины для грузового транспорта. Американская маркировка вообще может отличаться от европейской. На американских шинах основой маркировки является наружный диаметр колеса. Обозначение 31х10, 5R15 на шине из США говорит о том, что эта шина имеет посадочный диаметр 15 дюймов, наружный диаметр 31 дюйм, ширину профиля 10, 5 дюймов, а также является радиальной.
Что касается шин, произведенных в России, то у них обычно европейская маркировка. Некоторые российские производители ставят на шинах дату выпуска и серийный номер. Всю эту информацию при покупке шин лучше сохранить. Например, записать и положить вместе с товарным чеком на всякий случай. Стоимость российских шин около 300-650 рублей (посадочный диаметр 13 дюймов) и 320-700 рублей (диаметр 14 дюймов), а пробег около 60-80 тысяч км. Импортные шины имеют пробег вдвое больше, но и стоят дороже (примерно в 2-3 раза). Стоимость камер, произведенных в России, около 60-70 рублей.
Есть более дешевые камеры, произведенные в Турции, Китае или Корее. Но здесь следует быть осторожнее, такие камеры, как правило, низкого качества. Если вы ставите шины на авто самостоятельно, и при это шины не являются стандартными, то помните о некоторых важных вещах. В частности о том, что на одну ось можно ставить только идентичные колеса. А также о том, что использование нестандартных колес влияет на погрешности спидометра, а иногда и ухудшает управление.
Нестандартные шины иногда требуют установки новых колес (с шириной обода в 0, 7-0, 75 ширины профиля шин).