Автомобиль без радио — это просто несерьезно, ну как свадьба без невесты или прогулка без подруги — скучно и одиноко. Выбрать автомагнитолу, подходящую и по средствам и по результату их вложения — задача совсем не простая, и, может быть, сегодняшние заметки помогут Вам выбрать оптимальный вариант. Рынок автомагнитол постоянно пополняется все новыми и новыми образцами.
Среди них есть и очень престижные, соответственно и очень дорогие модели, великолепно отделанные и начиненные самыми последними достижениями радиоэлектроники, есть попроще и подешевле, есть и совсем дешевые. Но вот что интересно: даже среди самых простых и дешевых моделей наблюдается как бы подтягивание к дорогим и престижным образцам. Нет, разумеется, они и попроще и возможностей поменьше, но все же, но все же…
Лицевая панель становится такой же безукоризненно красивой, как и у дорогих, параметры непрерывно улучшаются, возможности расширяются, механическое управление деки все чаще стает электронным, выходная мощность вместо обычных 10-15 ватт уже достигает 30-60, а уж о четырехканальном усилителе звуковых частот и говорить не приходится — это уже стало обязательным стандартом.
Не подумайте, что, купить магнитолу мультимедиа intro, Вы уже решите все проблемы радиофикации Вашего четырехколесного друга. Это только половина дела. Вторую половину обеспечит автомобильная акустика, которую надо покупать отдельно. Понадобятся четыре громкоговорителя, рассчитанные на пиковую мощность, по крайней мере, вдвое превышающую выходную мощность усилителей автомагнитолы, тогда они гарантированно не будут захлебываться и дребезжать при громких звуках.
Ведь качество звука почти целиком определяется акустикой.
Посмотрите, как выбранная магнитола впишется в приборную доску. Размеры магнитол и предназначенных для них ниш стандартные, а вот отделка и оформление разные, тут уж дело вкуса! Неплохо обратить внимание на способ подключения аппарата и сопоставить его с Вашими намерениями: будете ли Вы часто вынимать магнитолу или ограничитесь передней панелью, которая у всех аппаратов съемная.
Если Вы будете снимать всю магнитолу, позаботьтесь о достаточной длине проводов и удобстве разъемов. Вообще же надо сказать, что в области стандартизации разъемов автомагнитол сам черт ногу сломит, каждый производитель делает свои, даже приблизительно не подходящие к автомагнитолам конкурентов. Тем не менее, многие фирмы снабжают свои аппараты переходниками от своих разъемов к стандартным типа ISO, и это очень хорошо, поскольку можно вывести провода от динамиков и питания на ответную часть таких же разъемов, и тогда будет легко вынуть или заменить автомагнитолу.
Спросите себя, будете ли Вы преимущественно крутить диски или же часто слушать радио? Поговорим о тюнере автомагнитолы. В Америке и Японии диапазон длинных волн (ДВ или LW) не является радиовещательным, а ДВ-станции в Европе дублируются на средних волнах (СВ или MW) и в FM диапазоне. Соответственно и большинство магнитол имеют всего два диапазона MW и FM. На Украине же центральное вещание ведется на «дальнобойных» длинных волнах (LW), а местное в MW и FM диапазонах, так, например, на волне 104,5 FM работает популярная в Житомире радиостанция РадиоКЛУБ. Однако, радиус действия радиостанции ограничивается Житомиром и несколькими близлежащими районами. В результате автомобилист, купивший автомагнитолу «для Европы» и укативший за несколько сотен километров от города, рискует остаться вообще без радио.
Лишь вечером и ночью, когда улучшаются условия прохождения радиоволн, ему удастся хоть что-нибудь услышать в диапазоне СВ (MW). Уже многие фирмы в расчете на наш рынок выпускают магнитолы с LW диапазоном, и, по причине всего вышеизложенного, его наличие в автомагнитоле просто необходимо.
Несколько слов об экономичности магнитол. Все они потребляют небольшой ток даже в выключенном состоянии. Для аккумулятора это — почти ничего, тем не менее, на длительной стоянке его лучше отключать. Все, что было в памяти магнитолы, при этом, естественно, пропадет. При малой громкости потребляемый ток составляет 0.6…0.8 А, но при максимальной может достигать 10…12 А. Помножьте это на время работы (в часах) магнитолы на стоянке и узнаете, сколько ампер-часов «съела» магнитола. Например, 5-7 часов работы на полной громкости разрядят батарею в «ноль». При движении автомобиля «гонять» магнитолу, естественно, можно сколько угодно.
Определитесь, будете ли Вы наращивать автомобильный радиокомплекс дополнительными устройствами: CD-чейнджерами, усилителями, эквалайзерами и тому подобным, а если да, то имеются ли у выбранной Вами магнитолы соответствующие входы и выходы. Ну а теперь, имея в виду все эти соображения и прибавив к ним свои собственные, можно отправляться к прилавку.
Теперь имеет смысл остановиться на наиболее популярных моделях известных производителей. Одним из лидеров рынка автомагнитол является компания JVC и Clarion. Ее технику отличает отличное звучание, удобное управление и симпатичный дизайн.
Знаменитая своей бытовой электроникой фирма Sony имеет довольно неплохие позиции на рынке автомагнитол. Достаточно отметить, что модели этой фирмы стабильно занимают призовые места в тестах, проводимых разными журналами. Неплохие показатели имеют также автомагнитолы Pioneer и AIWA, и автомобильная акустика фирмы Vibe и Helix.
Автомобильный звук, в отличие от его стационарного, паче того — переносного кузена, обладает той особенностью, что призван доносить эмоции туда, где они наиболее необходимы. Чего лишается человек у себя дома, если у него отнять звуковую систему? Некоей приятности жизни. Большой приятности, не спорим. Что он станет делать в новой обстановке?
Оглянется вокруг и увидит жену, детей, книги, газеты (нет, не надо газет, это я по ошибке), диван, телевизор, умные беседы, пиво с приятелями, давай этот столик туда поставим — в общем при удачном стечении обстоятельств — обстановку эмоционального комфорта и необъятного множества выбора предметов внимания.Он же (или она же, чаще — он, могу объяснить почему), помещенный в автомобиль, а вместе с последним — на городскую улицу, находится в радикально ином положении.
Автомобиль — самая, пожалуй, эмоционально неблагополучная среда в современной действительности. На родине автозвука — в Америке, эмоциональный фон для водителя практически нулевой — обстановка на дорогах тускла и апатична. (Нью-Йорк и Чикаго в расчет не берем). Не случайно только там в стандартное оборудование салона входят держатели для банок и стаканчиков — надо же чем-то себя занять!
В скученном Старом Свете ситуация несколько иная. В лучшем, почти идеальном, случае водителя ожидает обстановка эмоционального вакуума, это если ясным солнечным выходным днем по ровному пустому загородному шоссе. Мощь и техническое совершенство стального жеребца способны в какой-то мере декорировать этот вакуум, но никак не запомнить его. Засыпают за рулем не просто так.
В гнетущей тишине Лексуса это даже легче удается, чем в нелишенном озорного разнообразия шумовом поле «восьмерки». Во всех прочих (во всех, подчеркиваю) обстоятельствах эмоциональный фон, на котором оперирует водитель автомобиля, — существенно отрицательный, состоящий из спешки, нервозности и агрессивности, смешанных в переменной, но всегда невыносимой пропорции.
Отсюда — утомление, стрессы и то, что у психиатров называется «снижение уровня мотивации» — это, простыми словами, когда озверевший водитель начинает скакать через бордюрный камень, пугать встречных лобовой атакой на их полосе, добела раскаляет звуковой сигнал и прочее. Если вы не принципиальный приверженец трамвая, не мне вам объяснять.
В этой обстановке аудиосистема в автомобиле перестает быть «опцией». Она становится необходимостью, ибо отвечает за прямой впрыск положительных эмоций внутрь пространства, где их катастрофически (иногда, к сожалению, буквально) не хватает. Водителя в автомобиле с хорошей аудиосистемой можно выявить среди других участников движения прежде всего по спокойной, недерганной манере, что неудивительно, если принять во внимание, что для него лишняя минута, проведенная в дороге, не наказание, а своего рода неожиданный подарок. Да и стоя в пробке, он не несет на лице выражения, знакомого нам по картине «Иван Грозный убивает своего сына» (любого из двух персонажей, там изображенных). Уверяю вас гитарное соло в «Парижских тротуарах» Гари Мура меньше всего вдохновляет сигать через бордюры. В правильно устроенном мире налоговое ведомство должно было бы снижать величину налога с таких машин. Впрочем, что об этом говорить, мир несовершенен. Таков он социальный подтекст автозвука. Как говорится, кто бы мог подумать, не так ли.