Согласно общепринятому определению, Учебное оборудование, материальные средства обучения, используемые в учебном процессе для формирования у учащихся знаний, умений и навыков, управления их познавательной деятельностью, общего развития и воспитания. Различают 3 основные группы У. о.: натуральные объекты; изображения и отображения предметов и явлений действительности; описания предметов и явлений мира знаками, словами и фразами естественных и искусственных языков. В состав учебного оборудования (натуральные объекты) входят: предметы и явления объективной действительности для непосредственного изучения (минералы, горные породы, сырьё, полупродукты и продукты производства, препараты растений и животных и т.д.); натуральные предметы и технические средства для воспроизведения явлений и последующего демонстрационного и лабораторного изучения их (реактивы, приборы и пр.); материальные и технические средства для трудовой, изобразительной и экскурсионно-туристской деятельности учащихся (древесина, металл, пластмассы, стекло и т.п.; измерительные, контрольные приборы, монтажные и отделочные инструменты; принадлежности и инструменты для черчения и рисования; машины, станки и технические устройства; экскурсионное, туристское и экспедиционное оборудование). Вторая группа У. о. (изображения и отображения предметов и явлений действительности) объединяет: объёмные пособия = макеты, модели, слепки, муляжи, глобусы и т.д.; плоскостные пособия = таблицы, картины, фотографии, карты, схемы, чертежи; аудиовизуальные средства = кинофильмы, кинофрагменты, кинокольцовки, диафильмы, диапозитивы, транспаранты, записи на грампластинках и магнитной ленте, радио- и телепередачи и др. Аудиовизуальные средства, кино, радио и телевидение позволяют знакомить учащихся с современными достижениями науки, техники, производства и культуры, с явлениями, недоступными непосредственному наблюдению, переноситься в самые отдалённые времена и места земного шара, в космос, проникать в недра вещества (мультисъёмки), внутренние движения в мире волн, элементарных частиц, атомов, молекул, клеток живого вещества; наглядно предъявлять и теоретически разъяснять явления природы и общественной жизни.Третья группа (письменные описания) включает: научную, справочную, методическую и др. литературу для учителя; учебники, сборники задач и упражнений, руководства для наблюдений, лабораторных и трудовых занятий, программированные и др. печатные материалы
Использование средств звукозаписи в учебном процессе, М., 1975; Материалы международной научной конференции социалистических стран по проблемам школьного оборудования.