Зима, лето — не важно, они охлаждают двигатели наших машин, и сегодня только в черно-белом кино можно увидеть, как шофер доливает в радиатор воду из ведра.
Несмотря на рост благосостояния российских автовладельцев и повышение доли дорогих автомобилей иностранного производства на нашем рынке, продажи самых доступных марок охлаждающих жидкостей по-прежнему очень высоки. Это связано со многими факторами. Один из них, стойкое убеждение в том, что главный показатель любого антифриза — это отличные низкотемпературные свойства. А все остальное, вроде бы и не важно. Ну, а если так, то нет никакой разницы, что заливать в систему охлаждения.
Такое, мягко выражаясь, «потребительское равнодушие» только на руку недобросовестным производителям. Добиться низкой температуры замерзания ведь можно самыми разными способами, в том числе и очень дешевыми. Намного сложнее создать недорогую охлаждающую жидкость, которая при этом не разъедала бы двигатель и детали системы охлаждения, не наносила бы вред резиновым патрубками и не вызывала отложений на внутренних стенках водяной рубашки блока цилиндров и радиатора.
Как часто менять
И антифриз, и тосол, даже если их уровни остаются в норме, менять необходимо. В процессе эксплуатации они постепенно вырабатывают свои присадки и меняют характеристики. Вода испаряется со временем, повышается плотность, снижается теплопередача, возрастает коррозионная агрессивность раствора.
Срок замены антифриза предписывает автозавод или изготовитель жидкости. Обычный срок службы «ТОСОЛа» — около 3 лет, или 60 тыс. км. Срок службы других охлаждающих жидкостей — не более пяти лет.
При эксплуатации охлаждающая жидкость стареет — концентрация ингибиторов в ней постепенно снижается, теплопередача уменьшается, склонность к пенообразованию увеличивается, а незащищенные металлы интенсивно коррозируют. Ресурс жидкости прямо зависит от ее качества и пробега автомобиля.
Старение происходит особенно интенсивно, если в систему охлаждения попадают отработавшие газы или воздух. Поэтому нужно чаще проверять места возможных утечек жидкости, а также состояние и крепление шлангов. Симптомы старения жидкости:
— образуется желеобразная масса на внутренней стороне горловины расширительного бачка, при незначительной отрицательной температуре (-10…15°С) заметно помутнение (иногда как легкое облачко), выпадает осадок, а также чаще прежнего срабатывает электровентилятор радиатора. Когда появился хотя бы один из этих признаков, антифриз нужно сменить;
— жидкость становится рыже-бурой, значит, детали системы уже коррозируют. Такую охлаждающую жидкость нужно немедленно заменить независимо от того, сколько она прослужила.
Менять старые антифризы и тосолы на новые — тоже наука. После того как отработанная «охлажденка» слита, система охлаждения промывается на работающем двигателе с помощью средств для очистки от ржавчины и накипи в течение 15-20 минут. Потом промывается водой 2-3 раза, и только после этого заливается новый антифриз.
Что и как можно проверить при покупке «ТОСОЛА»?
Как это ни обидно — практически ничего.
— Температура замерзания. Измеряется плотномером, проградуированном в градусах. Это измерение основано на том факте, что при плотности «ТОСОЛА» около 1.078 г/см3 он замерзает при -40°С. Однако, нет ничего проще, чем в домашних условиях приготовить состав требуемой плотности. И хорошо еще, если «бодяжник» разбавит синюю воду просто солью или сахаром. А если электролитом? Ведь так дешевле. Еще одно из заблуждений. Такое измерение плотности должно производиться при температуре 20°С. И измерить тот же «ТОСОЛ» при температуре 35°С плотномер покажет температуру замерзания -30°С, а при температуре измерения -20°С покажет температуру замерзания -48°С.
— Цвет. Как указывалось выше — не имеет отношения к физическим свойствам продукта. Даже бесцветный раствор вполне может быть работоспособным, просто в этом случае мог использоваться недостаточно стойкий краситель. Но и это — плохой признак. Обратите внимание на наличие осадка и общую прозрачность раствора.
— Вкус, запах. «Тосол» сладковат на вкус, и не имеет запаха. Здесь Вы можете застраховать себя только от самой грубой и наглой подделки. Но, при этом стоит помнить, что тосол — вещество токсичное. Ученые утверждают, что всего 100 граммов его могут отправить человека на тот свет.
Тосол не так выгодно подделывать, однако, подделывают. Фальшивые тосолы, как правило, зимой не замерзают, но зато закипают с удивительной легкостью. Чем дешевле продукт и невзрачнее его упаковка — белая пластмасса, полусамодельные сморщенные этикетки, без адреса и телефонов производителей, — тем вероятнее подделка. Плотность настоящего тосола, замеренная ареометром, должна лежать в пределах от 1,065 до 1,085 г/мл.
«Мы» и «они»
Тосол — незамерзающая жидкость, заливающаяся в двигатели отечественного производства. Цифра на упаковке: «тосол-40» соответствует минусовой температуре замерзания жидкости, а точнее — потери ею текучести. Наш самый ходовой тосол -40 состоит: на 45% из воды, на 53 % — из этиленгликоля и на 2% — из присадок. Благодаря присадкам все то, что омывает тосол, покрывается защитной антикоррозионной пленкой. Если тосол разбавить водой даже в небольшой пропорции, то пленка разрушается, и металл корродирует в гораздо большей степени, чем, если бы вместо тосола была бы залита просто вода. А это значит, что разбавлять тосол водой нельзя!
А вот западные антифризы разбавлять водой обязательно. На упаковке антифриза всегда есть наклейка с таблицей количества добавляемой воды и температур замерзания полученной смеси. Дело в том, что наиболее распространенный способ применения антифриза в Европе, именно разведение концентрата. Обычно, концентрат разводят в следующих отношениях: 1:1 — температура замерзания -40°С, 2 части концентрата — 3 части воды — температура замерзания -30°С, 1:2 — температура замерзания -20°С.
«Их» антифризы в отечественные двигатели заливать можно, если радиатор алюминиевый. Если медный или латунный — нельзя. Наши тосолы заливать в «их» двигатели можно. Но только те, которые сертифицированы государственными спеццентрами.
Смешивать тосолы и антифризы для длительной эксплуатации не стоит, потому что, хотя и при единой этиленгликолевой основе, смешивание разных присадок может вызвать выпадение осадка или образование агрессивной среды.
Уровень жидкости в системе охлаждения может стать меньше из-за испарения воды или утечек. В первом случае нужно долить дистиллированную, а если ее нет, прокипяченную (около 30 мин) воду, во втором — охлаждающую жидкость той же марки.
Отечественные ОЖ, произведенные разными изготовителями по одним техническим условиям, допустимо смешивать. Однако если номера ТУ не одинаковы, лучше этого не делать. Компоненты комплексов присадок могут прореагировать друг с другом и потерять свои полезные свойства. Поэтому в безвыходном положении лучше долить воду, а потом заменить всю жидкость в системе.
Долгое время наш рынок был не готов к появлению отечественных брендов охлаждающих жидкостей, не только не уступающих западным, но и заменяющих их, будучи значительно дешевле. Новые марки тосола появлялись ежесезонно и так же быстро уходили с рынка. Постепенно так оно и устаканилось: отечественные производители доминировали в сегменте российской техники, продавцы импортных антифризов разделили между собой бурно развивающийся сегмент иномарок.
Сегодня ситуация меняется — появились отечественные тосолы, ничем не уступающие западным антифризам. Кроме одного — цены: наш продукт значительно дешевле. Эти тосолы могут заливаться в любые иномарки, но только, естественно, после промывки системы охлаждения двигателя, потому что при сливе старой жидкости около 10% ее в системе все же остается.
Кроме того, на рынке появились антифризы на основе пропиленгликоля. Их основным преимуществом является безопасность для человека. Но они более дорогие по причине сложности технологии и дороговизны исходного сырья.
Как выбирать охлаждающую жидкость?
А теперь несколько советов о том, как выбрать качественный тосол, антифриз и не нарваться на подделку: Первое — цена: качественная охлаждающая жидкость не может дешевой. Затем — наличие на упаковке информации о допуске жидкости к производству и применению Межведомственной комиссией при Госстандарте РФ — без него ни одна охлаждающая жидкость не должна выпускаться. Наличие допусков к применению заводов-изготовителей, то есть — гарантия доверия выпускаемой продукции со стороны производителя Вашего автомобиля. Наличие сертификата соответствия. Несмотря на необязательность данной меры, каждый серьезный производитель обязан иметь такой сертификат. Наличие сертификата качества производства ГОСТ Р ИСО 9001-2001 — свидетельство соответствия производственных процессов международным стандартам. Наличие защитных элементов на упаковке и, конечно надежная репутация производителя — вот гарантия качества приобретаемой охлаждающей жидкости.
Покупать нужно охлаждающую жидкость, рекомендованную в инструкции по эксплуатации автомобиля, и лучше в специализированных, а не в универсальных магазинах.
Концентрат ОЖ применять в системе охлаждения нельзя. Он предназначен только для приготовления охлаждающей жидкости путем разбавления водой. В каком соотношении проводится разбавление, указывает его изготовитель на этикетке.
Импортные антифризы предназначены:
ASTM D 3306 — для легковых автомобилей и легких грузовиков;
ASTM D 4985 — для тяжелой техники;
G 11 — для легковых автомобилей или легких грузовиков (допускается присутствие силикатов);
G 12 — для тяжелой техники или новой автотехники (силикаты отсутствуют).
Информация об отсутствии силикатов (free of silicate или silicate free) имеет важное значение при использовании охлаждающей жидкости в двигателях тяжелой техники. При высокой температуре силикаты способны превращаться в гелеобразные отложения, забивающие узкие каналы системы охлаждения.
Встречают по окраске
Внешне стандартный тосол-40 представляет собой маслянистую жидкость голубого цвета, тосол-65 — красный, впрочем, цвет — исключительно вопрос пристрастий производителя, никак не влияющий на свойства. Так, в Германии антифриз темно-зеленого цвета, а в Италии — красный. Но даже бесцветная жидкость (а без добавления красителя гликолевый антифриз бесцветен) будет работать не хуже разукрашенных собратьев.