Железнодорожные профессии

01РЖД — это самый крупный работодатель в России. По всей стране в компании трудится более миллиона человек. И большая часть из них занимается обслуживанием дорог и перевозкой пассажиров.

Машинист — это обязательно представитель мужского пола, окончивший железнодорожный колледж или даже высшее учебное заведение. Его обязательный атрибут — это форма. Классические брюки и синяя рубашка, с золотыми нашивками и погонами — у машинистов рядовых электричек и поездов. И белая рубашка — у тех, кто трудится в экспрессах и фирменных поездах. Любой машинист должен иметь среднее специальное образование как и билетный кассир ржд обучение — такое можно получить в железнодорожном колледже. А специальность так и называется — `Машинист электропоезда`. Нередко на данную должность приходят и выпускники других специальностей технических колледжей — тогда они проходят бесплатные курсы переподготовки, которые длятся несколько месяцев.

Что нужно знать и уметь. Машинисту надо не только уметь управлять электричкой или поездом, но и знать технические характеристики, уметь устранить элементарные неполадки. Понятно, что если поезд неисправен, то машинист не будет его чинить — этим займется ремонтная бригада в депо.

Также машинист должен знать технику безопасности и правила поведения в транспорте, не бояться пресекать случаи хулиганства в составе. А также верно вести себя в экстремальных ситуациях, потому что железная дорога — это место, где часто случаются аварии и чрезвычайные происшествия.

Место действия. Такие сотрудники нужны в любом филиале РЖД, в столице это Московское отделение РЖД. Машинист может работать на пригородных электричках — возить пассажиров из Московской области в столицу. Или на пригородных экспрессах (например, на `Спутнике`, который ходит до Пушкино и Болшево) — туда берут наиболее опытных работников. Еще вариант — трудоустройство в компанию `Аэроэкспресс` — здесь электропоезда перевозят пассажиров до аэропортов.

И, наконец, машинист может трудиться в поездах дальнего следования. Во всех случаях, зарплата сотрудника зависит от количества смен и опыта работы. В среднем, она составляет 40-45 тысяч рублей в месяц.

Логист

Портрет. Сотрудник, который занимается планирование транспортной сетки движения пассажирских и грузовых перевозок — это логист. Он также может рассчитывать, сколько именно груза сможет перевести состав, сколько вагонов понадобиться для определенного товара. Это очень специфичная работа, надо знать все тонкости работы на железной дороги.

Образование. Логистика как специальность появилась сравнительно недавно, таких специалистов учат в ГУ-ВШЭ, Государственном университете управления, Московском автомобильно-дорожном институте (ГТУ). Но для специалиста, который хочет работать именно на железной дороге, лучше выбрать технический вуз или Московский государственный университет путей сообщения. В последнем для будущего логиста подойдет инженерная специальность. К примеру, `Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте`. А также экономика и менеджмент.

Что нужно знать и уметь. Логист должен обладать аналитическим складом ума — уметь видеть цепочки взаимодействий, находить способы экономить. Надо быть очень внимательным — небольшое расхождение в расчетах может привести к аварии или большим денежным потерям.

Место действия. Сотрудник работает не на потоке, а непосредственно в офисе РЖД или любой другой железнодорожной компании. Обычно стартовая зарплата для специалистов по логистике — 40 тысяч рублей в месяц.

Инженер пути

Портрет. Инженер следит за качеством железнодорожного полотна, руководит бригадами ремонтников, планирует текущие работы. А также составляет график проверки железной дороги — это ежедневно делают специальные вагоны. Он может контролировать и строительство новых путей.

Образование. Если инженер занимается ремонтом и обслуживанием железной дороги, то лучший выбор для него — Московский государственный университет путей сообщения. Специальности `Строительство железных дорог, путей и путевое хозяйство`, `Организация безопасности движения`.
А если в обязанности инженера входит строительство новых дорог и капитальный ремонт уже существующих, то лучше иметь строительное образование. Например в МГУС и Московском государственном университете природообустройства, Московском государственном университете коммунального хозяйства — есть строительные специальности, связанные именно с возведением дорог. Например `Промышленное и гражданское строительство` или `Мосты и транспортные тоннели`.

Что нужно знать и уметь. Работник должен уметь разбираться в чертежах и вносить в них изменения, рассчитывать стимость тех или иных работ, затраты на них. Инженеру надо распределять работы между ремонтными бригадами, выяснять, сколько времени понадобиться на те или иные работы.

Место действия. Чаще всего инженеры трудятся в отделении филиала, на крупных железнодорожных станциях, где следят за качеством железной дороги на определенном участке пути. Молодой специалист на этой должности может получать 25 тысяч рублей, работник с опытом — в два раза больше.

Специалист по таможенному оформлению

Портрет. Вопреки мнению, что таможенники нужны исключительно на пограничных территориях, такие работники есть в каждом регионе. К примеру, в Москве они занимаются проверкой документов и товаров, которые приходят из других областей и стран, оформляют документы на груз.

Образование. Обязательное условие для такого специалиста — это высшее образование по специальностям `Таможенное дело` или `Юриспруденция` со специализацией `Таможенное право`. Котируются выпускники Российской таможенной академии, Московской государственной юридической академии, Российского государственного торгово-экономического университета.

Проще всего получить работу выпускникам по специальности `Таможенное дело` Университета путей сообщения. Но на этом направлении в вузе нет бюджетных мест, а бесплатно можно выучиться на `Налогах и налогообложении`, `Менеджменте`, `Экономике`.

Что нужно знать и уметь. Нередко от соискателя требуют знания английского языка и опыта работы на госслужбе — от года. Обязательно нужно знать таможенный кодекс.

Стать специалистом по таможенному оформлению достаточно непросто — обычно на эти должности проходит конкурс, выбирают лучших кандидатов.

Место действия. Специалист может трудиться на любом таможенном посте в Москве. Но надо иметь в виду: такая работа — это ненормированный рабочий день, приходится работать и по ночам. При этом зарплата совсем небольшая — от 20 тысяч рублей в месяц.

А также

Инженер-механик подвижного состава

Чаще всего таким инженером работают выпускники университета путей сообщения по специальностям `Вагоны`, `Локомотивы`. Специалист должен определить неполадки и назначить ремонт локомотиву или вагону. Типичное место работы инженера-механика — депо: туда после рейса попадают поезда. Их осматривают, определяют неполадки и чинят.

В депо нет кондиционеров или каких-либо дополнительных удобств. Фактически, это огромный гараж. Зимой там достаточно холодно, а летом жарко. Так что работать приходится в нелегких условиях.

Диспетчер

Этому специалисту вовсе не обязательно иметь высшее образование,  а иногда на данную должность берут и людей, которые лишь закончили школу. Диспетчер объявляет отправление поезда или электрички и ведет переговоры между станцией и машинистом. К примеру, если в сетке движения поездов произошли изменения, именно диспетчер должен объявить это машинисту и его помощнику. На небольших станциях диспетчеры нередко выполняют и другие функции. Например, могут работать кассирами или администраторами зала. Зарплата диспетчера порядка 15 тысяч рублей в месяц.

Специалист трудится в головном офисе железнодорожной компании или в крупном отделении. Его основная задача — создание программного обеспечения для железнодорожных станции. Там ежедневно продается тысячи билетов, и кто-то должен следить за программой, через которую все это оформляется. Кроме того, инженер следит за исправностью аппаратов, которые печатают электронные билеты. Зарплата инженера — от 25 тысяч рублей в месяц.

Комментирование запрещено