Современное дополнительное оборудование для грузовых автомобилей по своему предназначению очень многогранно. Так, холодильные установки для изотермических фургонов превращают последние в авторефрижераторы, способные перевозить скоропортящиеся продукты в условиях сохранения низкой температуры внутри самого фургона. Краны-манипуляторы помогают осуществлять погрузку и разгрузку различных материалов на грузовик без наличия дополнительных погрузочных механизмов.
Выполнять аналогичную задачу предназначены и гидролифты – гидравлические приспособления, устанавливаемые в задней части автомобиля, в виде платформы, способной переместить груз с земли до высоты пола. Часто их называют гидроборт, но если говорить правильнее, эти приспособления, хоть и весьма похожи, все-таки имеют ряд отличий и особенностей. На них и остановимся подробнее.
Гидролифты были изобретены более сорока лет назад, как специальная подъемная площадка, на которую устанавливался груз и при помощи гидравлических механизмов поднимался до высоты пола грузовика, после чего перемещался в сам кузов. С тех пор, оцененный по достоинству автоперевозчиками, гидролифт набрал хорошую популярность и получил массовое использование. Со временем его конструкция была усовершенствована и это приспособление стали разделять на два основных вида – собственно гидролифт и гидроборт. В чем же разница между ними?
По своему предназначению они выполняют практически одинаковые функции. Гидроборт – это грузоподъемная площадка с гидроприводом, которая размещается в походном состоянии позади фургона и в этом положении одновременно выполняет роль заднего борта автомобиля. Другими словами, когда говорят гидроборт, то подразумевают именно борт, который откидывается и во время погрузки-разгрузки выполняет роль гидролифта. А вот последний, как правило, может иметь или меньшие размеры, чем борт (выше или уже) и не выполняет ограждающих функций во время транспортировки, ограничиваясь только основными своими задачами, для чего и был придуман несколько десятилетий назад.
Кроме того, гидролифты не всегда в походном, транспортировочном положении размещены вертикально вдоль борта автомобиля. Есть еще один вид этих устройств, который имея складную конструкцию (как правило – из двух частей) и после погрузки или разгрузки убирается под днище фургона, оставляя доступ к задним его дверям полностью свободным. Это позволяет, например, при осуществлении локальных перевозок развозного характера, когда за один рейс нужно доставить различный груз по нескольким адресам, осуществлять частичную разгрузку, например, небольшого количества или малогабаритного легкого груза без задействования гидролифта.
Выполняя практически одинаковые основные функции, оба эти устройства имеют ряд особенностей, достоинств и недостатков. Так, складные гидролифты сложнее устроены, имеют не монолитную погрузочную площадку и могут быть несколько тяжелее, чем аналогичного размера гидроборта. Все это в совокупности делает их в большей степени подверженным выходу из строя того или иного узла, ведь известно, что чем проще механизм – тем он надежнее. Кроме того, гиролифты (особенно убирающиеся под днище кузова) могут устанавливаться не на все грузовые фургоны. Для этого нужно, чтобы последние обладали рядом конструктивных особенностей, как то: высота рамы автомобиля и её вылет от задней оси, чтобы обеспечивалась техническая возможность его размещения в сложенном состоянии.
Гидроборт же конструктивно более простой, а значит – более надежный. Кроме того, цельная грузовая площадка имеет более высокие показатели к воздействию весовых нагрузок, а значит и более практична во время выполнения погрузочно-разгрузочных работ. Но, зато, обладает таким недостатком, как громоздкость, которая в стесненных условиях играет отрицательную роль. Да, и как говорилось выше, не всегда с этим типом гидроподъемных механизмов удобно выполнять развозные локальные задачи.
Вернувшись к гидролифтам, стоит отметить, что они кроме этого имеют более гибкое предназначение. Так, они могут быть выполнены только на половину борта по ширине. При этом, размещаясь как и гидроборт в походном положении вертикально, они полностью оставляют одну половину задних дверей, скажем, цельнометаллического фургона, что опять таки позволяет осуществлять доступ к грузу без его задействования. Есть еще гидролифты специального назначения. Например, устанавливаемые под дверями автобуса и обеспечивающие погрузку и разгрузку пассажиров, перемещающихся в инвалидных колясках. Но это – уже другая история.
Резюмировав все вышесказанное, можно сделать следующий вывод. Если Вы намереваетесь заниматься грузовыми перевозками из пункта «а» в пункт «б» без промежуточных разгрузок, если вес перевозимого груза может достигать внушительных показателей, и Вам нужна простая, надежная и прочная конструкция, то в этом отношении предпочтительнее будет установить гидроборт. Кроме того, в таком случае можно действительно обойтись без задних дверей фургона, что пусть и незначительно, но увеличит грузоподъемность.
Ну, а если в число выполняемых Вашим фургоном задач будут входить локальные развозные задачи, если часто будет необходимость выгрузить некоторое количества груза быстро, да еще и в стесненных обстоятельствах – выбор в пользу гидролифта будет очевиден. Но не стоит забывать о тех технических особенностях, о которых упоминалось выше. И прежде, чем сделать окончательный выбор, советуем все же обратиться за консультацией к специалистам, которые и помогут Вам сделать окончательный выбор: на чем же остановиться – гидроборт или гидролифт?