При перевозке грузов на большие расстояния нужно учесть множество нюансов и тонкостей. Вот почему клиенты все чаще предпочитают услугу «доставка груза от двери до двери». В этом случае заказчик только выбирает транспортно-экспедиционную компанию, заключает сделку и принимает груз. И с особым вниманием клиент относится к первому этапу.
Именно от правильного выбора экспедиционной компании зависит эффективность перевозки цемент навалом, когда клиент может получить как убыток, так и выгоду.
Отношения заказчиков и перевозчиков имеют свои особенности. Большинство клиентов изначально относится к потенциальному партнеру подозрительно. «А вдруг экспедитор украдет мой груз?», «А если мы не успеем ко вторнику?», «А вдруг я получу свое мясо уже несвежим, а бутылки со спиртным – разбитыми?» — от заказчиков можно услышать много вопросов, но эти – самые частые. Что самое интересное, поводом для подозрений иногда служат совершенно невинные вещи – вплоть до опоздания на встречу или грязной грузовой машины. А вот на действительно значимые детали клиенты очень часто не обращают внимания.
Экспедитор может быть как предпринимателем, так и юридическим лицом. Ни то, ни другое не дает гарантии его честности. Пригласить клиента в офис или по заявке выехать к нему, оформить договор с внушительного вида печатью, рассказать о своем богатом опыте – все это может сделать и директор компании-однодневки. Если у вас в планах долгосрочное сотрудничество – стоит уделить будущему партнеру побольше внимания.
На любое ИП или юридическое лицо можно сделать запрос в налоговую инспекцию и получить выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или юридических лиц (ЕГРИП или ЕГРЮЛ соответственно). Стоит такая услуга по масштабам среднего бизнеса недорого, а результат ее в любом случае себя оправдает. Если вы узнаете, что ваш потенциальный партнер работает на рынке уже давно, имеет легальный юридический адрес и учредителей – это будет аргумент в его пользу. Если же вы обнаружите, что учредитель у фирмы только один и его телефонный номер не обнаруживается в сети, а фактический адрес организации – это трансформаторная будка, на которую зарегистрировано еще 150 учреждений, у вас появится весомый повод задуматься.
Еще один популярный способ – это наведение справок через собственную службу безопасности. Такой метод используют банки, торговые сети и другие крупные учреждения, работающие с большими партиями груза. Номер машины перевозчика можно поискать в базе данных ГИБДД. Если данный номерной знак принадлежит не «СуперМАЗу», а «Оке» или «Запорожцу» 1970 года выпуска – стоит хорошо взвесить перспективы сотрудничества.
Сравните рыночные цены на услуги экспедирования и стоимость услуг вашего потенциального партнера. В идеале она должна быть чуть выше или чуть ниже среднерыночной цены. Условно говоря, если среднерыночная цена экспедирования по определенному маршруту составляет сто рублей, добросовестного экспедитора можно нанять за 80-120 рублей. Если экспедитор предлагает вам «качественные перевозки за 50-60 рублей» — это демпинг, и это не лучший вариант. Демпингующий перевозчик вынужден компенсировать свои затраты. Сделать это он может либо за счет больших объемов перевозок и найма низкоквалифицированных сотрудников, либо за счет мошенничества. Первое в итоге оборачивается соответствующим качеством работы, а о втором не стоит и говорить.
Если же экспедиционная компания оценивает свои услуги гораздо выше среднерыночного значения, тому может быть несколько объяснений. Фирма может оказывать какие-либо специализированные услуги (межконтинентальные перевозки, экспедирование редких и опасных грузов) либо иметь известный, разрекламированный бренд (в этом случае вы просто платите «накрутку за имя»).
Выбирайте именно тот комплекс услуг, который вам нужен. Если вам надо привезти груз из другой страны и растаможить его – ищите компанию, у которой уже есть опыт внешнеторговой деятельности. Такие услуги стоят недешево, но результат себя оправдывает. Если необходимости в международных перевозках нет, ищите компанию, которая специализируется на перевозках по России, но использует разные виды транспорта. Так вы получите услуги адекватной стоимости, без накрутки за бренд.
Обсудите с экспедитором вопросы, касающиеся перевозки. Как правило, непрофессионал или мошенник либо не может ничего толком объяснить, либо из него, как из рога изобилия, льются технические термины (и не всегда приходятся к месту). Хороший специалист буквально на пальцах объяснит, как проходит грузоперевозка. Если вы пожелаете, он расскажет вам о возможных маршрутах, о специфике использования того или иного вида транспорта. Вопросы о географии и объеме перевозок стоит задать в первую очередь. В максимально подробных ответах экспедитора раскроется его реальный опыт и профессионализм.
Еще один вопрос, который требует обсуждения – это страхование и неустойка. Обычно экспедиторы сами выбирают страховую компанию и страхуют груз. Но если у заказчика есть какие-то пожелания на этот счет, то лучше изложить их заранее. Размеры неустойки за не вовремя доставленный товар или сорванную грузоперевозку обычно обсуждаются в каждом случае индивидуально, так как неустойка зависит от стоимости груза.
Иногда заказчик ждет от экспедиторов невозможного — например, организации межконтинентальной перевозки за два часа или моментальной доставки груза из Москвы в Омск. Помните: даже самый лучший экспедитор может не выполнить требования, выходящие за рамки разумного. Если вам требуется срочная организация перевозок, предупреждайте экспедитора заранее. Транспортно-экспедиционная компания, как ваш партнер, имеет право это знать. От этого зависит эффективность сотрудничества.
Как ни странно, но у экспедиторов тоже есть условия и претензии к заказчикам. Самый популярный – это, конечно же, вопрос расчета за услуги. Известен не один случай, когда экспедитор, не обнаружив на счету условленного платежа от заказчика, перегнал фуру с товаром на охраняемую стоянку и предъявил клиенту ультиматум: «Сначала деньги, потом груз». В итоге платеж приходит на счет сутками позже – по вине банка. Поэтому транспортно-экспедиционные компании зачастую настаивают на том, чтобы условия расчетов были подробно прописаны в договоре. Транспортно-экспедиционные компании также наводят справки о потенциальных партнерах. Это вполне логично — экспедитор, со своей стороны, тоже хочет убедиться в честности и добросовестности заказчика.
Вечная проблема экспедиционных компаний – это срыв грузоперевозок по вине владельца товара. В таких случаях экспедитору придется из своего кармана оплачивать фрахтовку судна или простой автомобиля. Многие экспедиторы стремятся обезопасить себя и включают в договор соответствующие пункты. Это нормальная мера предосторожности, и отказываться от услуг экспедиционной компании из-за этого не стоит. Кроме того, в договор всегда включается пункт о действиях экспедитора и грузовладельца в случае срыва перевозки из-за форс-мажорных обстоятельств.
Экспедитору нужна как можно более полная информация. Все ожидания, пожелания, а тем более требования к перевозке заказчик должен изложить заранее. Многие вещи (сохранность груза, сроки перевозки) фиксируются в договоре, дабы не было путаницы. Обязательно выделить приоритеты, чтобы экспедитор знал, нужно ли ему доставить груз как можно быстрее или довезти товар чуть позже, но выбрать самый дешевый вид перевозок.